Здравствуйте уважаемые коллеги, родители и гости нашего сайта!
Наше дошкольное учреждение в 2016 году стало победителем в городском конкурсе «Цветущий город-2016»
Наш проект назывался «Жар-птица»
Сроки реализации нашего проекта: 2015-2017 гг.
Участники проекта: сотрудники ДОУ, родители воспитанников, воспитанники детского сада, общественность
Цель проекта: улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сада для всестороннего развития детей, родителей и сотрудников детского сада.
Задачи проекта представлены на слайде.
Для реализации проекта были запланированы три этапа: подготовительный, практический, заключительный.
I этап – подготовительный (2014-2015 год). Главная цель которого, разработка схемы озеленения территории ДОУ.
II этап – практический (2015-2016 год): его непосредственная цель-озеленение территории: высаживание деревьев и кустарников, разметка и оформление цветников, огорода, теплицы, посадка травянистых растений.
III этап – заключительный (2016-2017 год), который еще нас ожидает в следующем году. Цель его- анализ работы над проектом, контроль реализации плана проекта, целей и задач.
Вся территория выдержана в стиле современного ландшафтного дизайна .
Но главная идея проекта остаётся - сказка: «Жар-птица», цель которой вживлять детей в русский быт, творчество, дух и традиции. Чтобы детские чувства, воображение остались приятным воспоминанием на долгие годы.
Площадь нашего земельного участка-4500 кв.м. если рассматривать в процентном соотношении: то площадь под растительностью занимает 2940 кв.м,
под асфальтом-282 м.
Зонирование территории составляют: игровые зоны-11единиц, спортплощадка-1
декоративный огород-1.
Согласно проекту, перед вами представлена схема зонирования детского сада, на которой обозначены оригинальные композиции на нашей территории. К ним относятся: дендрарий, сказочный лес, сухой ручей из камней, «Деревенька», аллея с избушкой и Бабой-Ягой, аллея с рябинами, композиция с пнями, сухой ручей с растениями и кедровой мульчей.
Результативность экологического образования дошкольников во многом обусловливается внешними условиями, в которых находится ребенок.
Экологический ландшафт является тем пространством, которое необходимо для всестороннего, комплексного развития ребенка.
К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие компоненты:
-экологическая тропа;
-экологическая лаборатория;
-озелененные пространства территории участка ДОУ.
Экологическая тропа – специфический маршрут в мир природы на территории детского сада (так и за его пределами). Объектами экологической тропы могут быть лужайка, участок леса, старые разрозненные деревья, аллея, деревья с кормушками или птичьими гнездами, клумбы, огород.
Декоративный огород находится на отдельной территории, общий для всех возрастных групп. Огород состоит из 5 частей: зона отдыха, грядки, теплица, цветник, плодовый сад.
Разбивка грядок: грядки разбиты шириной 50см для того, чтобы дети могли без физических усилий дотянуться до середины грядки. Длина – 50см. Между грядками – пространство шириной 50см. Грядки расположены в шахматном порядке. Проложена центральная дорожка шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам. В огороде, в зоне отдыха: в начале центральной дорожки расположены стол и стулья, чтобы дети могли отдохнуть и обсудить результаты наблюдений и труда на огороде.
Отбор культур, выращиваемых на огороде:
Младшая группа – быстрорастущие, раносозревающие овощи, высаживаемые крупными семенами (лук, фасоль).
Средняя группа – разные сорта лука, салат.
Старший дошкольный возраст - зеленые (укроп, петрушка);
-луковые (лук репчатый, чеснок)
-капустные (капуста белокачанная, цветная и т.д.)
-плодовые (баклажаны, кабачки, огурцы, томаты, перец и т.д.)
-корне-и клубнеплоды (морковь, свекла и т.д.)
Экологическое пространство территории дошкольного образовательного учреждения представлены зелеными насаждениями (древесными и кустарниковыми породами), цветником, огородом, плодовым садом. Плодовый сад – участок плодовых культур: вишня, смородина, барбарис. Не должны высаживаться плодово-ягодные культуры с колючками, шипами (облепиха малина, крыжовник).
Для озеленения территории используются зеленые насаждения: деревья, кустарники, газон.
Используются породы деревьев: береза, тополь, рябина, черемуха, ива, липа, рябина, осина, ель голубая, лиственница европейская, сосна обыкновенная, пихта.
-кустарники: сирень (обыкновенная венгерская), спирея, пузыреплодники, кизильник.
-вертикальное озеленение фасадов и веранд: вьющиеся растения: виноград дикий, клематисы.
Газон-площадка земли, засеянная травянистыми растениями, неприхотливыми, устойчивыми к выкапыванию. Варианты оформления газона представлены на слайде.
Виды цветников на территории детского сада: альпийская горка, рутарий, бордюр, клумба, миксбордер, вертикальный цветник.
На территории дошкольного учреждения декоративные цветковые растения выращены в нескольких местах.
На бордюры и миксбордеры высажены многолетние цветковые растения с разными сроками цветения (пионы, флоксы, ирисы, лилии и т.д.); бордюры целесообразно оформлять оттеняющими низкорослыми растениями (маргаритками, анютиными глазками и т.д.).
У здания детского сада разбиты клумбы по газону, на которые высаживаются как высокорослые, так и низкорослые многолетники.
Разбиты клумбы непосредственно и на участках каждой возрастной группы.
Младшие дошкольники – небольшая клумба с яркими, красивыми цветковыми растениями, цветущими на протяжении всего теплого времени года, не требующими сложного ухода.
Старший дошкольный возраст – количество клумб до 3. Растения подбираются как по цветовой гамме, так и по тематическому принципу (растения-часы, редкие растения)
Были подобраны растения, цветущие с ранней весны до поздней осени:
-львиный зев; астра; бархатцы; календула; гвоздика турецкая; ирис; космея; петуния;
флокс летний и др.
Проект «Жар-птица» нами разработан с 2012 года, а в 2016г он был переработан с учетом ландшафтного дизайна. На слайдах представлены фотографии, подтверждающие наглядные изменения объектов ландшафта детского сада с 2012 по 2016гг. Как вы успели заметить, прошла большая перезагрузка в стилевом решении ландшафтного дизайна и озеленения территории детского сада с учетом современных требований и эстетического вкуса.
В рамках благоустройства был произведен ремонт цоколя по всему периметру детского сада, осуществлена кладка из кирпича возле мусорного бака, пошиты навесы на малые формы.
Таким образом, можно подвести итоги о проделанной работе по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Положительные результаты работы над проектом были видны и для сотрудников, и для родителей, и для воспитанников детского сада, и для жителей микрорайона. Мы считаем, что цель, которая была запланирована вначале реализации проекта, была достигнута.
Грамотная с точки зрения экологии организация ландшафта вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребенка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.