Здравствуйте уважаемые родители! Я работаю в детском саду заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе и я рада поделиться с Вами новой порцией информации на педагогическую тематику.
Знаете ли вы, что представляет собой группа комбинированной направленности? Какие дети в ней воспитываются? Какая образовательная программа реализуется в таких группах?Какие специалисты работают с детьми? Какие методы и приемы используют педагоги для успешной социализации здоровых детей и детей с ОВЗ?
Вам, как родителям, думаю, будет полезно расширить свои познания в области новшеств в системе дошкольного образования в направлении инклюзивного образования детей дошкольного возраста?
1.Что такое группа комбинированной направленности?
Ответ: группа комбинированной направленности осуществление совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальтную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
(Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №373 от 31.07.2020г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программа дошкольного образования»)
Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее.
2.Что такое ограниченные возможности здоровья?
Ответ: это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются в виду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.
3.Какое количество детей в группе комбинированной направленности?
Ответ: количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
В возрасте до 3 лет-не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ОВЗ;
В возрасте старше 3 лет-не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
4.Какие специалисты работают с детьми с ОВЗ в группе комбинированной направленности?
Ответ: при получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
ассистента (помощника) на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.Какие специалисты работают в группах комбинированной направленности в нашем детском саду?
Ответ: в нашем детском саду в штатное расписание введены штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, врач-невролог для оказания психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
6.Какие образовательные программы реализуются для детей группы комбинированной направленности?
Ответ: в группе комбинированной направленности реализуются 2 образовательные программы:
для здоровых детей реализуется основная образовательная программа дошкольного образования;
для детей с ОВЗ реализуется адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ, в нашем детском саду-это адаптированная образовательная программа для детей 3-5 лет с задержкой психического развития.
С данными программами можно ознакомиться на нашем официальном сайте dc418.ru d в разделе «Основные сведения об образовательной организации», в рубрике «Образование»
7.Что такое основная образовательная программа дошкольного образования?
Ответ: это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждение определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
8.Что такое адаптированная образовательная программа дошколльного образования для детей с ОВЗ?
Ответ:адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее - АОПДО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (определенного вида)
9.Не пострадают ли наши дети? Не замедлится ли их развитие рядом с детьми с ОВЗ?
Ответ: идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
10.Какие методы, приемы ваши педагоги используют со всеми детьми для успешной социализации детей в группе?
Ответ: Приведу несколько примеров взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ:
1.Работа детей в паре. Ребенок с нормальным развитием выполняет аппликацию, трудовую деятельность, поручения и т.д. в паре с ребенком с ОВЗ. Данные пары формируются по – разному (жребий, случайный выбор, считалка, личная симпатия, назначение взрослого). Данный принцип создания пар позволяет учить детей выстраивать взаимоотношения со сверстником, с которым бы он не хотел работать (заниматься, играть).
2.Работа детей в команде. В нашем детском саду широко используется детская проектная деятельность. За последнее время яркими событиями были: выставка книжек – малышек, изготовленных коллективом детей, по дорожному движению, изготовленных детьми и родителями – «наши добрые дела»; изготовление поздравительной газеты для сотрудников детского сада ко Дню дошкольного работника; участие в конкурсе «Самая красивая новогодняя группа», изготовление мебели для кукольного домика и др. Все перечисленные мероприятия неоценимы с точки зрения развития интеллектуальных возможностей ребенка, в процессе работы ребенку приходится планировать, придумывать, использовать предметы – заменители, вспоминать и применять имеющийся жизненный опыт. Однако следует отметить, что коллективная деятельность не менее значима для социализации детей, т.е. налаживания контактов во время проектной деятельности со сверстниками и взрослыми. Например, при изготовлении книжек – малышек обязательно выслушивали детей с ОВЗ, старались воплотить самые незначительные их идеи. На выставке книжек – малышек наравне со всеми результаты труда представляли и дети с проблемами в развитии. Проект изготовление поздравительной газеты послужил ярким примером того, как дети распределяют между собой трудовые обязанности, договариваются. Даже без вмешательства педагога дети с ЗПР проявляли инициативу, хотели вместе с товарищем вырезать буквы, складывать бабочек и т.д. Работа в команде научила детей слушать и слышать друг друга, не пренебрегать мнением товарища.
3.Для повышение самооценки, развития уверенности в своих силах педагоги используют различные приемы. Ребенок не может стать за одну минуту или 1 час уверенным в себе, в своих силах. Чтобы ребенок на каком – либо мероприятии выполнил успешно индивидуальную роль педагогами проводится огромная предварительная работа. Наряду с выработкой умения и навыков педагоги активно формируют эмоциональную сферу ребенка (игры, этюды и упражнения на тренировку мимических, пантомимических и жестовых движений, способствующих мышечной релаксации с применением музыкотерапии («Уходи», «Круглые глаза», «Соленый чай», «Смелый заяц», «2 сердитых мальчика» и др.). Также педагоги опираются на сильные стороны ребенка. Например, дети с ОВЗ время от времени возглавляют колонну на физкультурном занятии, на занятиях коррекционной ритмикой, показывают образец выполнения физических упражнений при объяснении воспитателя. Преодолевают смущение при выполнении роли в театрализованной деятельности или при чтении стихотворения на утреннике. В группах педагоги практикуют персональные выставки детей: рисунки, поделки, работы из соленого теста и т.д.
- Сглаживание различий педагоги достигают корректностью в общении с детьми. В этом возрасте дети начинают прислушиваться к тем оценкам, которые дают их индивидуальной деятельности взрослые и сверстники. Эти оценки служат для детей средством самопознания, на их основе складывается самооценка. Поэтому так важно корректировать мнение сверстников о том или ином ребенке, чтобы предохранить от возникновения у него завышенной или заниженной самооценки.
-Прием «Различные стартовые условия,» например, в предметном рисовании детям 1 подгруппы дается чистый лист бумаги, а детям 2 подгруппы – силуэтное изображение предмета с нанесенными по контуру точками (т.е. дети 1 подгруппы рисуют самостоятельно, 2 подгруппа – прорисовывают контур по точкам и закрашивают, что позволяет добиться хорошего уровня всех работ);
- Прием «Замена объема яркостью и значимостью» в театрализованной деятельности детям с ОВЗ педагоги стараются дать роли самые яркие, костюмированные, запоминающиеся, но с небольшим текстовым объемом.
При анализе работ по изобразительной деятельности вместо речевой оценки ребенку педагоги предлагают оценить работы фишками (красные фишки размещают на понравившиеся рисунки) и др.